Как фотографировать своих детей в документальном стиле — 5 шагов

Если заглянуть в альбом с детскими фотографиями нашего поколения (дети 80х-90х), я думаю, что примерно у всех они будут похожи – это фотографии на тему «ребенка поставили на фоне моря/достопримечательности/красивого дерева/цветущего поля/ваш вариант и сказали улыбаться».

Как фотографировать своих детей в документальном стиле — 5 шагов

Если заглянуть в альбом с детскими фотографиями нашего поколения (дети 80х-90х), я думаю, что примерно у всех они будут похожи – это фотографии на тему «ребенка поставили на фоне моря/достопримечательности/красивого дерева/цветущего поля/ваш вариант и сказали улыбаться».

И если мы были послушными детьми, мы начинали, по просьбе снимающего, неестественно улыбаться и делать вид, что нюхаем цветы или делать что-то еще, что придавало, по мнению снимающего, натуральности происходящему.

У вас есть такие фотографии? Вам нравилось, когда вас так фотографировали? Что вы чувствуете сейчас, глядя на них, что вспоминаете?

И если мы были послушными детьми, мы начинали, по просьбе снимающего, неестественно улыбаться и делать вид, что нюхаем цветы или делать что-то еще, что придавало, по мнению снимающего, натуральности происходящему.

У вас есть такие фотографии? Вам нравилось, когда вас так фотографировали? Что вы чувствуете сейчас, глядя на них, что вспоминаете?

Скажу про себя — я рада, что они вообще есть, ведь у большинства наших родителей не было ни технической возможности, ни свободного времени, что бы часто фотографировать нас. Мне повезло, мой папа увлекался фотографией и у меня есть не только портреты «под елочкой», но и несколько живых и непостановочных фотографий.

Скажу про себя — я рада, что они вообще есть, ведь у большинства наших родителей не было ни технической возможности, ни свободного времени, что бы часто фотографировать нас. Мне повезло, мой папа увлекался фотографией и у меня есть не только портреты «под елочкой», но и несколько живых и непостановочных фотографий.

А сейчас мы имеем массу возможностей фотографировать детей в их естественном состоянии – за играми, за едой, спящих, бегающих и прыгающих, с друзьями, изобретающих и рисующих свои шедевры, в разном эмоциональном состоянии, но почему-то до сих пор стиль съемки родителями своих детей, за редким, исключением, не изменился – «встань вот тут, смотри на меня, улыбайся», я слышу это очень часто – в детском саду, в школе, в театре, в парке, на площадке, в отпуске.

Почему так происходит? Потому ли, что у нашего поколения не было другого опыта и мы сами выросли на таких фотографиях и просто не умеем по другому? Но и дети не поменялись, они все так же не любят, в большинстве своем, стоять и улыбаться в камеру.

Будем передавать этот печальный опыт дальше или попробуем что-то поменять?

А сейчас мы имеем массу возможностей фотографировать детей в их естественном состоянии – за играми, за едой, спящих, бегающих и прыгающих, с друзьями, изобретающих и рисующих свои шедевры, в разном эмоциональном состоянии, но почему-то до сих пор стиль съемки родителями своих детей, за редким, исключением, не изменился – «встань вот тут, смотри на меня, улыбайся», я слышу это очень часто – в детском саду, в школе, в театре, в парке, на площадке, в отпуске.

Почему так происходит? Потому ли, что у нашего поколения не было другого опыта и мы сами выросли на таких фотографиях и просто не умеем по другому? Но и дети не поменялись, они все так же не любят, в большинстве своем, стоять и улыбаться в камеру.

Будем передавать этот печальный опыт дальше или попробуем что-то поменять?

Самое важное, что нужно для фотосъемки детей в документальном стиле, это ваш настрой.

Именно ВЫ фотографируете жизнь своих детей и от того, как ВЫ к этому подойдете СЕЙЧАС будет зависеть, какие фотографии о их детстве будут у них двадцать лет спустя — безжизненные или бесценные.

Самое важное, что нужно для фотосъемки детей в документальном стиле, это ваш настрой.

Именно ВЫ фотографируете жизнь своих детей и от того, как ВЫ к этому подойдете СЕЙЧАС будет зависеть, какие фотографии о их детстве будут у них двадцать лет спустя — безжизненные или бесценные.

курсы фотографа для начинающих

1.Подготовьте вашу камеру.

Неважно, чем вы снимаете – фотоаппаратом или телефоном, изучите все возможности своей техники. Прочитайте инструкцию, потренируйтесь – когда вы технически готовы шансы не упустить ценные моменты возрастают. Вы должны быть готовы к любому повороту событий и иметь камеру (телефон) всегда под рукой – с заряженной батарейкой и достаточным количеством свободного места на карте памяти.

Если вы снимаете на телефон – посмотрите уроки по мобильной фотографии, установите программу для обработки фотографий в телефоне (только не нужно загонять все фотографии в какой-нибудь фильтр, который делает цвета нереальными, а лица – пластиковыми), научитесь вручную доводить фотографию до того вида, в котором вы ее увидели когда снимали – поправьте экспозицию, тени, света, цветовую температуру, подумайте, как вы будете распечатывать эти фотографии.

Если вы используете фотоаппарат – изучите инструкцию, поймите связь между выдержкой-диафрагмой-ИСО, отключите авторежим и потренируйтесь снимать на разных режимах съемки, выберите тот, который наиболее удобен для вас (раньше я снимала в полностью ручном режиме, сейчас, в основном, снимаю в режиме приоритета диафрагмы с коррекцией экспозиции), снимайте в raw, установите на ваш компьютер программу для просмотра, сортировки и отбора фотографий (для Windows рекомендую FastStoneViewer, для Mac – Lyn (мне хватает бесплатного функционала)) и программу для обработки фотографий (те же рекомендации, что и при обработке фотографий на телефоне – не нужно увлекаться пресетами и фильтрами, пусть цвета останутся натуральными, а лица – не пластиковыми).

2. Отключите вспышку.

Пожалуйста, не используйте фронтальную вспышку если она есть на вашей камере! Используйте тот свет, который у вас есть – натуральный свет из окна, свет от настольной лампы, ночник.

1.Подготовьте вашу камеру.

Неважно, чем вы снимаете – фотоаппаратом или телефоном, изучите все возможности своей техники. Прочитайте инструкцию, потренируйтесь – когда вы технически готовы шансы не упустить ценные моменты возрастают. Вы должны быть готовы к любому повороту событий и иметь камеру (телефон) всегда под рукой – с заряженной батарейкой и достаточным количеством свободного места на карте памяти.

Если вы снимаете на телефон – посмотрите уроки по мобильной фотографии, установите программу для обработки фотографий в телефоне (только не нужно загонять все фотографии в какой-нибудь фильтр, который делает цвета нереальными, а лица – пластиковыми), научитесь вручную доводить фотографию до того вида, в котором вы ее увидели когда снимали – поправьте экспозицию, тени, света, цветовую температуру, подумайте, как вы будете распечатывать эти фотографии.

Если вы используете фотоаппарат – изучите инструкцию, поймите связь между выдержкой-диафрагмой-ИСО, отключите авторежим и потренируйтесь снимать на разных режимах съемки, выберите тот, который наиболее удобен для вас (раньше я снимала в полностью ручном режиме, сейчас, в основном, снимаю в режиме приоритета диафрагмы с коррекцией экспозиции), снимайте в raw, установите на ваш компьютер программу для просмотра, сортировки и отбора фотографий (для Windows рекомендую FastStoneViewer, для Mac – Lyn (мне хватает бесплатного функционала)) и программу для обработки фотографий (те же рекомендации, что и при обработке фотографий на телефоне – не нужно увлекаться пресетами и фильтрами, пусть цвета останутся натуральными, а лица – не пластиковыми).

2. Отключите вспышку.

Пожалуйста, не используйте фронтальную вспышку если она есть на вашей камере! Используйте тот свет, который у вас есть – натуральный свет из окна, свет от настольной лампы, ночник.

Если фотографии получаются слишком темными – поднимите ИСО, пусть лучше они будут шумными, чем с полностью убитой фронтальной вспышкой атмосферой (подробно, но простыми словами я рассказываю технические детали домашней фотосъемки на своем курсе по фотографии «Семейные фотохроники»)

Если фотографии получаются слишком темными – поднимите ИСО, пусть лучше они будут шумными, чем с полностью убитой фронтальной вспышкой атмосферой (подробно, но простыми словами я рассказываю технические детали домашней фотосъемки на своем курсе по фотографии «Семейные фотохроники»)

Я использую рассеянную (!) вспышку фотографируя дома только когда за окном уже темно и включен верхний свет (фотография слева). Если у вас встроенная фронтальная вспышка – почитайте, как можно сделать рассеиватель для нее своими руками, сделайте его и потренируйтесь фотографировать с ним.

Я использую рассеянную (!) вспышку фотографируя дома только когда за окном уже темно и включен верхний свет (фотография слева). Если у вас встроенная фронтальная вспышка – почитайте, как можно сделать рассеиватель для нее своими руками, сделайте его и потренируйтесь фотографировать с ним.

3. Фотографируйте, не вмешиваясь.

Самое главное в документальной съемке детей – не мешать им. Чем раньше вы начнете практиковать такие съемки, тем проще будет и вам, и им.

3. Фотографируйте, не вмешиваясь.

Самое главное в документальной съемке детей – не мешать им. Чем раньше вы начнете практиковать такие съемки, тем проще будет и вам, и им.

Пока дети маленькие – они еще не научились выдавать улыбку «для камеры», обычно они проявляют интерес к фотоаппарату и если им показать в окошечке, что получилось, и дать посмотреть в глазок, интерес быстро проходит и малыш не обращает внимания на маму, периодически делающую фотографии.

Если практиковать такой подход с раннего детства, то даже подросшие дети не будут обращать внимая на камеру, потому что это часть их обычной жизни – мама с фотоаппаратом. А когда вы распечатаете сделанные вами снимки в альбом или фотокнигу, вопрос «зачем?» тоже будет снят.

Пока дети маленькие – они еще не научились выдавать улыбку «для камеры», обычно они проявляют интерес к фотоаппарату и если им показать в окошечке, что получилось, и дать посмотреть в глазок, интерес быстро проходит и малыш не обращает внимания на маму, периодически делающую фотографии.

Если практиковать такой подход с раннего детства, то даже подросшие дети не будут обращать внимая на камеру, потому что это часть их обычной жизни – мама с фотоаппаратом. А когда вы распечатаете сделанные вами снимки в альбом или фотокнигу, вопрос «зачем?» тоже будет снят.

Сложнее, если ваши дети уже подросли и раньше вы фотографировали их с просьбой посмотреть в камеру и улыбнуться. В этом случае шансы получить отрепетированные улыбки и лицо для камеры очень высоки (я часто сталкиваюсь с этим на коммерческих съемках — дети автоматически улыбаются, видя наведенный на них объектив).

Но и в этой ситуации не нужно сдаваться. Не нужно просить ребенка вести себя естественно, это заставит его только еще больше контролировать себя. Попробуйте поговорить, объяснить, что вы хотите попробовать фотографировать его по-другому и попросите не обращать на вас внимания, когда вы его фотографируете. Что бы всем было проще, лучше начать такие съемки с каких-то очень увлекательных занятий – что бы ребенок был действительно очень чем-то заинтересован. Позже, когда появится некоторая привычка, можно перейти к более простым занятиям.

Сложнее, если ваши дети уже подросли и раньше вы фотографировали их с просьбой посмотреть в камеру и улыбнуться. В этом случае шансы получить отрепетированные улыбки и лицо для камеры очень высоки (я часто сталкиваюсь с этим на коммерческих съемках — дети автоматически улыбаются, видя наведенный на них объектив).

Но и в этой ситуации не нужно сдаваться. Не нужно просить ребенка вести себя естественно, это заставит его только еще больше контролировать себя. Попробуйте поговорить, объяснить, что вы хотите попробовать фотографировать его по-другому и попросите не обращать на вас внимания, когда вы его фотографируете. Что бы всем было проще, лучше начать такие съемки с каких-то очень увлекательных занятий – что бы ребенок был действительно очень чем-то заинтересован. Позже, когда появится некоторая привычка, можно перейти к более простым занятиям.

Важно:

— Не нужно во время съемки просить повторить какое-то действие, которое вы не успели сфотографировать, лучше понаблюдать и подождать, вдруг оно повторится. Но даже если нет – у вас впереди еще много лет, что бы сделать много снимков, ничего страшного, что момент упущен.

— Не нужно просить переместиться туда, где вам удобнее снимать. Ищите лучший ракурс исходя из того, где уже происходит действие.

— Не просите, как бы вам ни хотелось, замереть на секундочку и, тем более, посмотреть на вас – вам не нужно лицо для камеры.

— Снимайте то, что перед вами, не вмешивайтесь в процесс, просто наблюдайте и фотографируйте.

— Не занимайтесь украшательством – не нужно переодевать ребенка перед съемкой, вытирать испачканный рот, специально причесывать. Не нужно добавлять что-то в кадр, что, по вашему мнению, улучшит снимок или наводить порядок только ради для съемки.

Важно:

— Не нужно во время съемки просить повторить какое-то действие, которое вы не успели сфотографировать, лучше понаблюдать и подождать, вдруг оно повторится. Но даже если нет – у вас впереди еще много лет, что бы сделать много снимков, ничего страшного, что момент упущен.

— Не нужно просить переместиться туда, где вам удобнее снимать. Ищите лучший ракурс исходя из того, где уже происходит действие.

— Не просите, как бы вам ни хотелось, замереть на секундочку и, тем более, посмотреть на вас – вам не нужно лицо для камеры.

— Снимайте то, что перед вами, не вмешивайтесь в процесс, просто наблюдайте и фотографируйте.

— Не занимайтесь украшательством – не нужно переодевать ребенка перед съемкой, вытирать испачканный рот, специально причесывать. Не нужно добавлять что-то в кадр, что, по вашему мнению, улучшит снимок или наводить порядок только ради для съемки.

— У ребенка есть право сказать нет и это право нужно уважать. Постарайтесь понять причину отказа и если ее можно устранить, сделайте это, но никогда не заставляйте ребенка фотографироваться, это худшее, что вы можете добавить к его детским воспоминаниям – физическое доказательство того, что его мнение для вас ничего не значило.

4. Фотографируйте «маленькие» моменты.

Конечно, важно фотографировать большие события в жизни вашей семьи и детей – первые шаги и улыбки, утренники в детском саду, праздники в день рождения, первый день в школе и т.д. Но ваша настоящая жизнь где-то между всеми этими большими событиями. И обычно, выглядит она совсем не идеально.

— У ребенка есть право сказать нет и это право нужно уважать. Постарайтесь понять причину отказа и если ее можно устранить, сделайте это, но никогда не заставляйте ребенка фотографироваться, это худшее, что вы можете добавить к его детским воспоминаниям – физическое доказательство того, что его мнение для вас ничего не значило.

4. Фотографируйте «маленькие» моменты.

Конечно, важно фотографировать большие события в жизни вашей семьи и детей – первые шаги и улыбки, утренники в детском саду, праздники в день рождения, первый день в школе и т.д. Но ваша настоящая жизнь где-то между всеми этими большими событиями. И обычно, выглядит она совсем не идеально.

Но среди этого беспорядка ваших будней полно маленьких моментов, которые вы с радостью вспомните через 20 лет. Большие события запоминаются хорошо, а вот маленькие – забываются со временем. Сфотографируйте их, что бы не забыть – сбитые коленки, беззубые улыбки, пятнышки от ветрянки, бардак в детской, слезы и ссоры, игры с домашним питомцем, сон с открытым ртом и ладошкой под щекой.

Но среди этого беспорядка ваших будней полно маленьких моментов, которые вы с радостью вспомните через 20 лет. Большие события запоминаются хорошо, а вот маленькие – забываются со временем. Сфотографируйте их, что бы не забыть – сбитые коленки, беззубые улыбки, пятнышки от ветрянки, бардак в детской, слезы и ссоры, игры с домашним питомцем, сон с открытым ртом и ладошкой под щекой.

5. Не останавливайтесь.

Если вам не нравятся фотографии, которые получаются – попробуйте проанализировать, что именно вам не нравится, так вы будете учиться каждый день и завтра снимите лучше. Продолжайте снимать, пробуйте разные приемы, точки съемки (о приемах и точках фотосъемки я буду писать), вдохновляйтесь картинками в интернете. Вам потребуется практика, что бы стать лучшим детским фотографом для своих детей, но оно того стоит.

5. Не останавливайтесь.

Если вам не нравятся фотографии, которые получаются – попробуйте проанализировать, что именно вам не нравится, так вы будете учиться каждый день и завтра снимите лучше. Продолжайте снимать, пробуйте разные приемы, точки съемки (о приемах и точках фотосъемки я буду писать), вдохновляйтесь картинками в интернете. Вам потребуется практика, что бы стать лучшим детским фотографом для своих детей, но оно того стоит.

Только вы знаете про них столько, сколько не узнает ни один фотограф, и всё это вы можете сохранить для них на память. Через много лет ваши дети будут благодарны вам за все эти глупые, смешные и такие драгоценные снимки их простой реальной жизни.

Только вы знаете про них столько, сколько не узнает ни один фотограф, и всё это вы можете сохранить для них на память. Через много лет ваши дети будут благодарны вам за все эти глупые, смешные и такие драгоценные снимки их простой реальной жизни.