ТВОРЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ
ЧАСТЬ 3 (ТВОРЧЕСКАЯ) / УРОК 4
«Если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко»
— Роберт Капа
На этом уроке мы продолжим говорить о творчестве.
Начнем с технических приемов (точка съемки, ракурс, длинная выдержка, съемка с проводкой, съемка с открытой диафрагмой), а потом еще раз вернемся к теме композиционных приемов, которые усиливают визуальную выразительность наших фотографий, только теперь посмотрим на них немножко шире, чем во втором уроке.
Точка съемки и ракурс.
Построение кадра невозможно без сознательного определения точки съемки и ракурса.
Точка съёмки это место установки фотоаппарата во время съёмки по отношению к объекту съемки. Она изменяется по горизонтали и по вертикали.

Изменение точки съемки по вертикали влечет за собой зрительное изменение пропорций объекта съемки.

Вертикальное перемещение камеры существенно изменчает визуальное восприятие пропорций фигуры человека.
Изменение точки съемки по горизонтали влияет на крупность плана.


Выбор крупности плана является важным инструментом для создания структуры вашей фотоистории (когда вы делаете один кадр, для того, что бы сохранить что-то ценное из вашего списка, вам нужно будет выбрать крупность плана, наиболее отвечающую вашей цели).
Выбирая тот или иной план вы управляете вниманием зрителя и регулируете уровень интимности в кадре.
Общий план используется для обзора всей сцены. Этот план отвечает на вопрос «где?» и создает общий контекст для всей серии фотографий.
Средний план является основным для документирования действия или взаимодействия. Средним планом мы снимаем человека, занятого каким-либо делом, которое мы хотим сфотографировать и/или двух человек (или больше), которые заняты совместным делом. Акцент здесь смещается с окружающей обстановки на действия, жесты и эмоциональную коммуникацию между членами семьи, раскрывая их взаимоотношения.
Крупный план и деталь служат для расставленная акцентов на эмоциях и значимых частях общей сцены. Крупный план на лице передает индивидуальную эмоцию — задумчивость, улыбку, усталость. Съемка деталей, таких как руки, предметы быта или элементы одежды, позволяет показать историю через ощущения, ассоциации, символы, добавляя глубину в ваше фотоповествование.
Чередуйте разные типы планов во время съемки, это поможет вам снять динамичную и полную историю.

общий план

средний план

средний план

крупный план

деталь

общий план

деталь

средний план (деталь) — по крупность это средний план, здесь есть взаимодействие, но снималась эта сцена, все-таки, как деталь — что бы показать способ залезания к папе на колени, средний план выбран для того, что бы был понятен контекст (стол, видео на экране, желание есть и смотреть с папой)

деталь

общий план

деталь

средний план

деталь

сверхобщий план

деталь

средний план

деталь — эмоции

общий план

деталь

средний план

деталь
Ракурс — это угол (направление) наклона камеры, под которым производится съемка.

Ракурс влияет на восприятие изображения и передачу смысла.
При съемке детей основной ракурс — на уровне глаз ребенка (бонус — частые приседания помогут вам сохранять физическую форму). Когда вы опускаетесь на уровень глаз вашего ребенка, мир на снимке перестает быть искаженным взрослой перспективой. Мебель становится больше, пространство выглядит иначе, и вы (и ваш зритель) получает возможность увидеть обстановку так, как видит ее сам ребенок. Особенно важно помнить про это при съемке детского портрета — это облегчает установление визуального контакта, делая портрет более прямым и искренним, без искажающего «взгляда сверху».
При этом, как и в случае с крупностью планов, для полной картины/для создания визуально более насыщенной истории используются и другие ракурсы. Съемка с нижней точки, когда камера находится ниже объекта, может применяться для передачи ощущения масштаба и значимости момента в восприятии самого ребенка. Такой ракурс может подчеркнуть его увлеченность игрой или высоту препятствия, которое он преодолевает. Или просто показать вашего малыша — великаном.
Съемка с высокой точки, в свою очередь, позволяет охватить большее пространство и показать ребенка в контексте его деятельности. Она может визуально изолировать его в кадре, сконцентрировав внимание на его занятии, например, на рисовании или игре на полу.
Выбор ракурса это ваше осознанное (или принимаемое на уровне подсознания во время динамичного репортажа) решение, направленное на то, чтобы наиболее точно и выразительно донести историю.
Съемка на уровне глаз ребенка



Съемка ребенка на уровне его глаз (чуть выше + чуть ниже) — позволяет изобразить в кадре мир таким, каким его видит сам ребенок. Большие двери, огромная мебель и т.д.
Сделает ваши кадры гораздо интереснее и выразительнее, чем если бы они были сделаны с высоты вашего роста.

взгляд почти снизу на родителей (я просто не успела опуститься еще ниже во время съемки)

с любого другого ракурса этот кадр просто невозможен
Ракурс сверху вниз



Съемка ребенка с верхнего ракурса показывает его таким, каким обычно мы его видим, подчеркивает то, что он — маленький.
Подходит, как для съемки портрета (взгляд в камеру), так и для портрета в окружающей среде (среди разбросанного конструктора, за вырезанием чего-нибудь и т.д.).

ракурс сверху усилил «маленькость» + нарисованный на асфальте велосипед собрал композицию

ракурс сверху убрал линию горизонта (с пересвеченным в полдень небом) и позволил оставить в кадре только важное
(кто смотрит и на кого смотрит)
Ракурс снизу вверх



Снимки ребенка с нижнего ракурса покажут ребенка великаном. Если нужно усилить эффект «смотри, какой я уже большой и взрослый» — смело укладывайтесь вниз и снимайте.
А также горки, качели, площадки, на руках у мамы/папы — все это гораздо интересней смотрится с нижней точки съемки.

ракурс снизу вверх помог добавить передний план и убрать композиционный «шум» за ее спиной

показать то, что сверху

усилить ощущение высоты
Отдельно хочу остановится на ракурсе «вид сверху», как приеме композиции.
Вид сверху (не просто ракурс сверху вниз, а именно — вид сверху) поможет показать всю сцену целиком, со всеми деталями.
Стулья, лестницы, съемка с верхнего этажа и т.д. помогут увидеть вам этот кадр по другому.




Используйте это прием если сцена сверху, выглядит содержательнее или просто выразительнее, чем с любого другого ракурса, но не забывайте про безопасность!




Длинная выдержка
Длинная выдержка размывает движение, оставляя след, от движущегося объекта в кадре.
Используйте этот инструмент для съемки движения или выделения неподвижного, среди движущегося.
Как: режим приоритета выдержки или ручной режим,
ISO и диафрагма, устанавливаются исходя из освещенности вокруг,
выдержка подбирается в зависимости от скорости движения и нужной силы эффекта.

Автопортрет. Длинная выдержка использована для того, что бы показать движение, которое окружало меня каждый день.

длинная выдержка помогла показать не просто цветочки в волосах, а как они падают

Длинная выдержка использована, что бы подчеркнуть хаотическое движение. Режим AV, 1/20 sec, f/2,5 ISO 160 — уже были сумерки, поэтому режим приоритета диафрагмы тоже прекрасно справился с размытием движения, просто не поднимайте ISO, но (!) опустите экспозицию, что бы камера не сделала снимок слишком светлым.

длинная выдержка помогла усилить ощущение движения на фоне неподвижных корней


для съемки салюта — что бы в кадре были не только огни, но и их дорожки

порисовать светом

показать ливень
Съемка с проводкой
Съёмка с проводкой — это техника, при которой вы двигаете («ведёте») камеру за движущимся объектом. Целью этого приема является получение резкого объекта на фоне размытого в полосы фона.
Как: займите такую позицию, чтобы объект двигался относительно вас слева направо или справа налево. Держите камеру двумя руками, плотно прижав локти к корпусу. Наведите камеру на объект заранее и начните плавно вести его в видоискателе, поворачивая весь корпус, а не только руки. Не прекращая движения, сфокусируйтесь на вашем объекте и нажмите на спуск. Продолжайте вести камеру после того, как услышите щелчок затвора.
Избегайте резких рывков. Для более выразительного результата выбирайте неоднородный, контрастный фон.
Настройки камеры:
Ручной режим — выдержка подбирается исходя из скорости движения объекта (попробуйте начать с 1/60 и меняйте значение в зависимости от нужного эффекта и скорости), диафрагма и ISO подбираются исходя из освещенности. Помните, что на широко открытой диафрагме камере сложнее фокусироваться на движущемся объекте, поэтому если света мало, найдите оптимальное сочетание ISO и диафрагмы.
или
Режим приоритета выдержки — выбирайте выдержку исходя из скорости вашего объекта и устанавливайте нужную коррекцию экспозиции.





Съемка с широко открытой диафрагмой
Мы уже говорили о творческом эффекте диафрагмы на первых уроках. Не забывайте о том, что значение диафрагмы это не только технический параметр, влияющий на количество света, но и творческий инструмент.
Широко открытая диафрагма поможет:
— добавить не отвлекающий передний план,
— создать красивое боке на заднем фоне,
— отделить объект съемки от фона.
Как — режим приоритета диафрагмы, выдержка, обеспечивающая четкость кадра, ISO в зависимости от освещения.
Мы уже говорили о творческом эффекте диафрагмы на первых уроках. Не забывайте о том, что значение диафрагмы это не только технический параметр, влияющий на количество света, но и творческий инструмент.
Широко открытая диафрагма поможет:
— добавить не отвлекающий передний план,
— создать красивое боке на заднем фоне,
— отделить объект съемки от фона.
Как — режим приоритета диафрагмы, выдержка, обеспечивающая четкость кадра, ISO в зависимости от освещения.


для отделения человека от фона — широко открытая диафрагма и фокус на глазах

съемка с широко открытой диафрагмой сквозь цветы и траву, которые почти полностью размываются объективом

отделение от фона + передний план в виде чуть размытого отражения в стекле

минимальная ГРИП — акцент на текстуру дерева и цветы, при этом размытый фон дает представление о том где и когда происходит действие

акцент на гусенице и бабочке, все остальное в качестве размытого фона
При работе с широко открытой диафрагмой, если вы фотографируете не портрет (там все понятно — фокус на глазах), а деталь, оцените, что именно в вашей «детали» должно быть резким. Очень частая ошибка начинающих и не только фотографов (и моя, в том числе) — установить слишком малую глубину резкости, из-за чего не все важные элементы оказываются в фокусе, что сбивает взгляд зрителя, так как часть важного оказывается все композиционного центра (все резкости).
В качестве примера покажу свою фотографию, которая именно по этой причине не прошла в финальный отбор на одном международном конкурсе.

в резкости — маленькая область между рукой мамы и головой девочки, коса на переднем плане совсем не в резкости и мамины руки — тоже. Фотография-деталь о том, как мама отжимает косы дочери после купания, и руки, и передняя коса нужны в резкости, но так, как они размыты, визуальный эффект от изображения теряется, мозг пытается найти на что нужно смотреть, но в резкости только маленькое пятно, взгляду некуда двигаться по снимку
Решением было бы установить такое значение диафрагмы, что бы в резкости были все элементы на снимке, так как фон достаточно далеко — даже при большей глубине резкости он был бы достаточно размыт.
Отражения

Отражения можно использовать в разных целях:
— для расширения сюжета снимка, т.к. отражения помогают включить в кадр дополнительные смысловые элементы,
— для визуального увеличения пространства, а так же там, где слишком мало места для непосредственной съемки объекта,
— для создания интересной композиции.
Замечайте и используйте отражения:
— в зеркале (+ автопортрет)
— в стекле (+ с эффектом мультиэкспозиции (т.е. наложения одного изображения на другое)
— на мокром асфальте и т.д.
Отражения можно использовать в разных целях:
— для расширения сюжета снимка, т.к. отражения помогают включить в кадр дополнительные смысловые элементы,
— для визуального увеличения пространства, а так же там, где слишком мало места для непосредственной съемки объекта,
— для создания интересной композиции.
Замечайте и используйте отражения:
— в зеркале (+ автопортрет)
— в стекле (+ с эффектом мультиэкспозиции (т.е. наложения одного изображения на другое)
— на мокром асфальте и т.д.

отражение деревьев в воде в верхней части кадра помогло мне «закрыть» его, не оставляя большое светлое незамкнутое пространство сверху, что бы взгляд не ускользал туда от смыслового центра в нижней части кадра

фотография отражения была самым удобным решением, что бы сфотографировать то, что мне нужно — довольное лицо, отражающееся в душевой лейке, и сморщенные пальчики

самый простой способ зафиксировать совместные поездки с детьми — найти в чём можно отразиться

автопортреты, тем более семейные, тоже, чаще всего, при помощи отражения

отражение деревьев создает направляющую линию

отражение + «портрет в контексте» помогло мне сохранить очень характерную для нас историю (которая не видна постороннему зрителю)

а здесь мне просто было «красиво» — хотя, благодаря отражению на стекле машины я хорошо помню эту проселочную дорогу через сосновую рощу где-то в Греции

свет создает направляющую линию к маленьким фигуркам в отражении в углу кадра — за счет наложения планов мама сама снова стала первоклассницей и «оделась» в подготовленный для дочери школьный сарафан (эта картинка перекликается с более ранними фотографиями из этой съемки (на 1 сентября), когда мама за завтраком показывала дочке фотоальбом со своими фотографиями из первого класса)

отражение помогает сфотографировать сцену, если по другому никак

если мало места, что бы сделать обычную фотографию


если нужно соединить в кадре людей, которые находятся в разных комнатах
Обрамления
Обрамление, как мы уже говорили, это композиционный прием, когда основной объект снимка помещается в своеобразную рамку из других объектов.
Рамки помогают выделить основной объект в кадре, добавляют ощущение объема, делают фотографию интереснее для рассматривания.
В качестве рамок на фотографии можно использовать все, что укладывается в ваш сюжет:
— дверные проемы
— ветви, растения, цветы
— окна и т.д.
Рамки могут быть в фокусе (что делает информативным не только средний, но и передний план), и вне фокуса (в этом случае они только служат «тоннелем», направляющим взгляд к основному объекту.
Обрамление, как мы уже говорили, это композиционный прием, когда основной объект снимка помещается в своеобразную рамку из других объектов.
Рамки помогают выделить основной объект в кадре, добавляют ощущение объема, делают фотографию интереснее для рассматривания.
В качестве рамок на фотографии можно использовать все, что укладывается в ваш сюжет:
— дверные проемы
— ветви, растения, цветы
— окна и т.д.
Рамки могут быть в фокусе (что делает информативным не только средний, но и передний план), и вне фокуса (в этом случае они только служат «тоннелем», направляющим взгляд к основному объекту.


неочевидная, но рамка — создана контрастом, между светлым центром и темными краями кадра + верхняя темная граница становится ведущей диагональю от мальчика с билетами в руках к подъезжающему туристическому паравозику

что не так с этой фотографией?
(напишите в комментариях в ТГ)

на детской площадке всегда множество элементов, которые можно использовать для обрамления





две рамки из света и тени

две рамки — в одной мальчик, в другой (зеркало заднего вида) — дорога,
взгляд переходит от одного объекта к другому по линиям окна
Негативное пространство
Негативное пространство — это пустое пространство вокруг вашего главного объекта на фотографии, которое не привлекает внимания зрителя. Окружающее героя пространство лишено каких-либо ярких точек притяжения и направляет взгляд сразу к главному объекту, внимание не рассеивается по всей поверхности снимка.
Важный принцип работы с негативным пространством — соблюдение баланса. Негативного пространства должно быть достаточно, чтобы объект «дышал», но не так много, чтобы кадр казался пустым и незаконченным. Сознательно включайте негативное пространство в свою композицию. Смотрите не только на сам объект, но и на то, что его окружает.
В качестве негативного пространства вы можете использовать не только монотонный фон (однотонные поверхности стен, песок и т.д.), но и однородные текстуры, которые контрастируют с объектом съемки:
— вода
— поле
— трава и листья
— небо
— темнота
— свет и т.д.
Негативное пространство — это пустое пространство вокруг вашего главного объекта на фотографии, которое не привлекает внимания зрителя. Окружающее героя пространство лишено каких-либо ярких точек притяжения и направляет взгляд сразу к главному объекту, внимание не рассеивается по всей поверхности снимка.
Важный принцип работы с негативным пространством — соблюдение баланса. Негативного пространства должно быть достаточно, чтобы объект «дышал», но не так много, чтобы кадр казался пустым и незаконченным. Сознательно включайте негативное пространство в свою композицию. Смотрите не только на сам объект, но и на то, что его окружает.
В качестве негативного пространства вы можете использовать не только монотонный фон (однотонные поверхности стен, песок и т.д.), но и однородные текстуры, которые контрастируют с объектом съемки:
— вода
— поле
— трава и листья
— небо
— темнота
— свет и т.д.




Детали
Иногда полезно очень сильно кадрировать сцену перед вашим объективом, что бы показать детали крупным планом или в качестве основного объекта фотографии.
Фотографии деталей — это изображения, которые с помощью композиционных приемов привлекают внимание к определенной детали (эмоции, жесту, выражению лица, привычке и т.д.) вашего главного героя или главного объекта вашей фотографии, которая без такого намеренного акцентирования могла бы остаться незамеченной.
Вспомните урок, на котором мы говорили о том, как находить ценное. Помните упражнение, в котором нужно было выписать три характерные для вашего значимого человека черты? Вот это и есть детали.
Тренируйте свою наблюдательность и свой «радар значимости», что бы замечать важные мелкие детали в повседневной жизни.
Деталь, как и любой другой объект, можно сфотографировать применяя все те композиционные и технические приемы, которые мы применяем к съемке самого объекта: крупным планом (самый стандартный вариант), с использованием переднего и заднего планов, в обрамлении, в отражении (тени), с использованием контраста и т.д.
Иногда полезно очень сильно кадрировать сцену перед вашим объективом, что бы показать детали крупным планом или в качестве основного объекта фотографии.
Фотографии деталей — это изображения, которые с помощью композиционных приемов привлекают внимание к определенной детали (эмоции, жесту, выражению лица, привычке и т.д.) вашего главного героя или главного объекта вашей фотографии, которая без такого намеренного акцентирования могла бы остаться незамеченной.
Вспомните урок, на котором мы говорили о том, как находить ценное. Помните упражнение, в котором нужно было выписать три характерные для вашего значимого человека черты? Вот это и есть детали.
Тренируйте свою наблюдательность и свой «радар значимости», что бы замечать важные мелкие детали в повседневной жизни.
Деталь, как и любой другой объект, можно сфотографировать применяя все те композиционные и технические приемы, которые мы применяем к съемке самого объекта: крупным планом (самый стандартный вариант), с использованием переднего и заднего планов, в обрамлении, в отражении (тени), с использованием контраста и т.д.


по размеру — портрет среднего плана, но смыслу — деталь (очень характерная эмоция/выражение лица)

спонтанная деталь (не слишком удачно сложилась композиция, если бы фон был без светлой полосы посередине, снимок был бы выразительнее, а сместиться вверх, вниз, вправо/влево я не хотела, так как именно с этой точки солнце хорошо подсвечивало «бороду» и кусочек ваты на носу).

буквально «уткнуться в маму» — крупный план

знакомо мамам близких по возрасту детей — оберегать младшего от случайного резкого движения старшего

спонтанная деталь — обычный результат катания на пластмассовых горках

средний план — но это деталь (как научить ребенка дуть в трубочку/»язычок»)

руки бабушки и внучки — деталь на фоне контекста

положение ножек как отражение характера хозяйки — направляющие линии (вершина красного треугольника) акцентируют на этой детали внимание

спонтанная, но характерная деталь в их взаимоотношениях

хозяйка дома попросила включить этот светильник как-нибудь в кадр, т.к. он важен (со своей историей) и в момент, когда средний сын пришел в эту комнату и сел на пол, кадр сложился — светлый абажур рифмуется со светлыми волосами мальчика, взгляд поднимается от светлой головы к светлому абажуру по диагонали, спускается по саксофону и снова возвращается к мальчику).

деталь (какой именно мультфильм она смотрит) рифмуется с футболкой (красное — белое, сильный контраст)

деталь — хвостик, подсвечивается светом из окна и поэтому визуально становится главным на фотографии
Закончить серию уроков по композиции я хочу словами фотографа Эллиота Эрвитта — «Для меня фотография – это искусство наблюдения. Это умение найти что-то интересное в самом обыкновенном месте… Я обнаружил, что фотография мало связана с тем, что именно вы видите, но сильно зависит от того, как вы это видите.»
Вы заметили, как это высказывание перекликается не только с темой композиции, но и с темой нахождения ценного в вашей жизни? Два человека, проживающих похожие события и смотрящие на одно и то же — почувствуют и увидят разное.
Моя цель — помочь вам развить в себе эти два видения — ценного и визуально интересного, и, конечно, суметь выразить это в фотографии. Я не считаю, что эти две способности — какой-то особый талант, это навык, который можно натренировать.
- Тренируйтесь находить ценное в вашем ежедневном — используйте для этого все инструменты, которые я дала вам во второй части этого курса. Не забывайте — это ежедневная работа, которая со временем станет частью вашей жизни.
2. Подружитесь со светом — научитесь находить его и использовать для управления вниманием зрителя ваших фотографий. Для этого выполняйте упражнение по поиску света из соответствующего урока. Ищите свет, анализируйте его, думайте, как его можно использовать, даже если прямо сейчас вы не собираетесь ничего фотографировать.
3. Тренируйтесь выстраивать кадр. Выбирая, что попадет в объектив и с какого ракурса снимать, вы превращаете хаотичную реальность в гармоничное изображение, при взгляде на которое понятно (вам и вашим близким, в первую очередь, не забываем о личных, непонятных посторонним историях), что происходит и кто главные герои. Для этого изучайте работы живописцев и выдающихся фотографов. Просто смотреть на картины/фотографии — бесполезно. Анализируйте композиционные приемы, пробуйте закрывать тот или иной элемент на изображении и оценивать, как поменялось визуальное восприятие. Также можно использовать обратный метод: взять фотографию с неудачной композицией, но с отдельными удачными элементами, и попробовать найти те элементы, которые разрушают композицию. Анализируйте таким образом и свои фотографии, ищите лишнее, думайте, как это лишнее можно было убрать минимизировать или полностью исключить из кадра при съемке.
Эти три навыка помогут вам не просто снимать то, что происходит вокруг, а осмысленно показывать/сохранять на память жизнь вашей семьи.