ЧЕРНО-БЕЛАЯ ФОТОГРАФИЯ
ЧАСТЬ 3 (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ) / УРОК 5
«В какой-то степени культ, окружающий черно-белую фотографию, основан на ностальгии»
— Рене Бурри

Черно-белая фотография — это искусство использования различных тонов серого, от белого до черного, для создания визуально привлекательных изображений.
Миф и реальность
Существует очень распространенное мнение, что черно-белая фотография это искусство в более высокой форме, чем фотография цветная. Люди соглашаются, что цветные снимки ярче и реалистичнее, но вот рассматривать хочется именно черно-белые кадры. Они каким-то особым образом притягивают взгляд, кажутся более глубокими. Вам знакома фраза «Цветная фотография это удовольствие для глаз, но черно-белая — удовольствие для души». Но так ли это на самом деле?
Если разобраться, разговоры о безусловном превосходстве черно-белого изображения над цветным, о том, что черно-белая фотография всегда глубже и честнее, это яркий пример того, как стереотипы влияют на наше восприятие. Почему же у нас возникает такое чувство благоговения перед монохромным снимком? Ответ кроется в истории и психологии.
У большинства людей черно-белая фотография подсознательно ассоцируется с классикой, с чем-то фундаментальным и имеющим историческую ценность, ведь первые фотографии, которые человечество узнало и признало, были именно черно-белыми. Те самые узнаваемые всеми снимки, которые уже стали частью мировой культуры и считаются бесспорными шедеврами, это работы, созданные до широкого распространения цвета. Таким образом, когда мы видим лишенный цвета кадр, в нашем сознании срабатывает некий «эффект классики». А что такое классика? Это нечто, что не стареет, что обладает особым шармом, стилем и, что важно, избранностью. Черно-белое изображение как бы говорит нам: «Я вне времени, я элегантно, я сосредоточено на главном».



Этот психологический прием очень умело используется в маркетинге. Рекламные фотографии, выполненные в черно-белой гамме, очень часто продают нам не просто товар, а нечто эксклюзивное — дорогие часы, элитный алкоголь, предметы роскоши. Они создают ощущение причастности к чему-то особенному, к миру изящного вкуса и вечной классики.

Еще дальше пошла компания Leica, выпустив камеру, которая снимает только черно-белое и утверждающая в своем рекламном ролике, что в «цвете – нет места воображению».
видео — в ТГ канале курса
Любопытно, что история цветной фотографии по отношению к черно-белой в точности повторяет путь, который когда-то прошла сама черно-белая фотография по отношению к живописи. Когда фотография только появилась, ее не считали искусством. Художники и критики утверждали, что механическое копирование реальности не может будоражить воображение и не требует настоящего творческого начала. С появлением цветной фотографии произошла ровно та же история, только теперь мастера черно-белой фотографии заняли место консервативных художников. Они стали говорить, что наличие цвета лишает зрителя простора для фантазии, делает снимок слишком простым и буквальным, и что цветная фотография, конечно, не может быть высоким искусством.


Пройдет время и мы сможем наблюдать как разрушится и этот стереотип (уже сейчас Алекс Уэбб и Мартин Парр это современные классики цветной фотографии, чьи работы находятся в коллекциях мировых музеев искусств).
Черно-белая фотография — это не отдельный, высший жанр искусства (даже несмотря на то, что многие фотографы сознательно работают только в монохроме).
Она не является искусством «по умолчанию». Это, в первую очередь, один из технических и выразительных приемов в арсенале фотографа, такой же, как выбор объектива или построение композиции.
Выбор сюжета, композиции, экспозиции для черно-белого и цветного снимка — разный.
Как нельзя сравнить два вкуса, какой лучше – горький или сладкий, так и цветные фотографии нельзя сравнивать с черно-белыми.
Нельзя выбрать лучшее, гораздо полезнее и интереснее научиться видеть – почему так хорош цвет или его отсутствие в той или иной фотографии.
Подход к созданию черно-белого и цветного снимка кардинально различается. Когда вы снимаете в цвете, вы выстраиваете кадр с учетом цветовых контрастов, гармонии оттенков, эмоционального воздействия цвета. Если вы планируете перевести снимок в черно-белый, с самого начала вам нужно подумать о форме, текстуре, контрасте светотени, о линиях и тональности.
Когда вы убираете цвет, изображение лишается своего самого очевидного и эмоционального компонента. Вместо него на первый план выходят элементы, которые всегда там были, но прятались за цветом. Представьте, что вы снимаете старый кирпичный фасад дома, выкрашенный в ярко-желтый цвет. В цветной фотографии зритель в первую очередь заметит «желтизну». В черно-белой же этот цвет превратится в определенный оттенок серого, и главными героями кадра станут форма и текстура.

Каждая черно-белая фотография — это набор форм, простых или сложных. Формы — фигуры, из которых состоит кадр. Кубик здания, шар фонаря, треугольник крыши, изгиб человеческой фигуры. В черно-белой фотографии формы становятся гораздо более важными. Вам нужно выстраивать композицию так, чтобы эти формы были четкими, выразительными и взаимодействовали друг с другом, создавая понятный визуальный сюжет.

В то время как формы создают “общую картину” изображения, текстура заполняет все остальное и влияет на восприятие фотографии зрителем. Текстура — это то, что делает поверхность осязаемой, даже глядя на плоскую картинку. Обращайте внимание на текстуру различных поверхностей в вашем кадре: потрескавшуюся краску, узоры на песке, морщины на лице, капли дождя на стекле. Свет, падая на них под углом, подчеркивает каждую неровность, создавая живое, осязаемое ощущение фотографии.

Связать разные формы и текстуры в единое целое помогают линии. Они выступают проводниками для нашего взгляда. В черно-белой фотографии линии особенно сильно управляют взглядом зрителя — используйте их, чтобы вести внимание зрителя по кадру от одного элемента к другому.

Все эти элементы — текстуры, формы и линии, наполняются объемом благодаря работе со светом и тенью, то есть контрасту и тональности.
Контраст — это сочетание темных и светлых областей в фотографии. Чем ближе друг к другу наиболее темные и наиболее светлые области, тем контраст сильнее. Высокий контраст, где есть глубокие, черные тени и яркие, почти белые света, создает настроение драмы и напряженности. Низкий контраст, где изображение состоит в основном из серых тонов — от темно-серого до светло-серого, рождает атмосферу спокойствия и меланхолии.


Кроме контраста на атмосферу и настроение фотографии также влияет тональность фотографии, т.е. преобладающие на фотографии тона — темные или светлые оттенки серого. В зависимости от этих оттенков фотография считается выполненной в темной или светлой тональности.
Светлые тона придают фотографии атмосферу спокойствия, умиротворения. Темная тональность придает фотографии оттенок драмы, даже если сюжет не содержит ничего драматического (посмотрите на примеры ниже) — учитывайте это при съемке и обработке.


Теперь, понимая, насколько сильно в черно-белой фотографии работают свет и тень, их формы, тональность и текстура, необходимо учитывать все эти элементы при составлении композиции.
Идеально, если у вас есть время и возможность скомпоновать ваш кадр, учитывая все это, НО, обычно, такой возможности в документальной семейной фотографии нет. Поэтому, если вы любите черно-белые фотографии, если хотите, что бы они присутствовали в вашем семейном альбоме — тренируйтесь мысленно переводить цветную сцену перед вашими глазами в черно-белую, когда у вас есть такая возможность. Текстура, форма, свет и тень — это те элементы, которые должны напомнить вам о том, что, возможно, эта сцена будет выразительнее в черно-белом.

Существует еще одна причина перевести фотографию в черно-белое изображение — цветной беспорядок в кадре. Очень часто мы никак не можем повлиять на то, какие цвета собираются в одном изображении и нет никакой возможности выстроить рамки кадра так, что бы исключить лишний цвет. И тогда на помощь приходит перевод фотографии в черно-белое при обработке. Да, при отсутствии ярко выраженных формы, свето-тени, текстуры, т.е. важных для визуальной выразительности черно-белой фотографии элементов, этот кадр не станет шедевром, но он позволит оставить суть происходящего, не теряя ее в хаосе цвета.

Поэтому если эта фотография представляет для вас ценность, но цвет оставляет желать лучшего («мусорный» цвет на фоне или по всему кадру, неудачное освещение (смесь цветовой температуры, пересветы и т.д.) — попробуйте перевести фотографию в черно-белое, это может спасти ее.

Техника черно-белой фотосъемки.
Если вы решили, что та или иная фотография или серия фотографий будет черно-белой — снимайте в формате RAW (+JPEG) и переводите снимок в ч/б в постобработке, так как фотографии RAW, сделанные цветной камерой, всегда сохраняют информацию о цвете.
Кроме того, многие современные камеры могут снимать в монохромном режиме, включив который вы увидите черно-белый предварительный просмотр на экране вашей камеры, который поможет вам лучше визуализировать изображение и выстроить композицию и границы кадра.