ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

ЧАСТЬ 3 (ТВОРЧЕСКАЯ) /  УРОК 2

 

На первом уроке, посвященном основам композиции, я рассказала вам о том, как выбирать формат кадра, как обрезать человеческие фигуры рамками кадра, если в этом есть необходимость, а также о понятии баланса или равновесия в кадре. Напомню — в соответствии с теорией визуального баланса, что бы кадр выглядел целостным все его элементы должны находиться в равновесии, т.е. быть распределены по кадру в таком положении, которое создавало бы визуальное ощущение баланса правой и левой части кадра (или верхней и нижней). И, несмотря на то, что понятие баланса и равновесия в фотографии находится скорее в теоретической плоскости, нежели в практической, это понятие нужно усвоить. Не для того, что бы стремиться делать идеально сбалансированные кадры, а потому, что это понятие поможет вам выстраивать композицию вашего кадра, подскажет, как распределить массу разнородных элементов в рамках кадра.

Сегодня мы продолжим разговор об основах композиции и рассмотрим композиционные приемы, которые помогают нам выделить главный объект на фотографии, а также придают дополнительный визуальный эффект изображению.

 

Как выделить главное на вашем изображении?

1.Смысловые центры

Первое, что будет разглядывать любой человек на изображении — человека или животное, где бы они ни были в кадре. Если на фотографии можно разглядеть лицо человека, то больше всего взгляд будут привлекать глаза, губы и нос.

утка занимает минимальное место в углу кадра — но наш взгляд сразу её находит

несмотря на обилие темных пятен (голуби, их тени, девочка) и наличие яркого светлого пятна справа (здание), взгляд сразу находит человека и останавливается на нём

жёсткий свет освещает только часть лица, половина лица остается в тени, но несмотря на это — взгляд останавливается на лице в попытке рассмотреть его

 

2.Тональный контраст

Темное на светлом или светлое на темном. Контраст создается освещением и точкой съемки. Как я уже говорила в прошлом уроке — нужно обойти ваш объект вокруг, подойти ближе или дальше, присесть или, наоборот, встать на носочки, что бы найти нужный контраст с фоном для выделения главного объекта на вашем изображении.

светлое на темном, что бы тональный контраст появился была выбрана такая точка съемки — сверху вниз (ну и еще потому, что такая точка съемки сделала кадр гораздо интереснее, чем если бы я просто сняла висящего на брусьях ребенка сбоку)

темное на светлом — часто это всевозможные силуэты

но не только силуэты — еще один пример темного на светлом, контраст не такой сильный, но его достаточно что бы выделить главный объект (эта фотография, кстати, яркий пример совершенно невзрачной и непонятной фотографии для постороннего зрителя, и очень яркой истории в ней — для меня)

 

3.Близость к геометрическому центру кадра

Как я уже писала на прошлом уроке, центр кадра это то место, куда чаще всего смотрит зритель. Именно в центре глаз будет искать смысловой центр изображения. Это не значит, что нужно размещать главного героя в центре кадра всегда, но можно учитывать это при построении кадра.

если в кадр попадает множество самых разных элементов, отвлекающих внимание от главного, чаще всего единственное, что вы можете сделать что бы выделить главный объект — это разместить его в центре кадра

 

4.Размер

Чем больше места занимает объект в кадре, тем больше внимания ему достается. Обычно этот композиционный прием используется для выделения деталей.

крупным планом для выделения из всей сцены детали — любимого способа прицепиться к папе, схватив его за ногу (возраст, в котором это возможно, очень быстро проходит, эта фотография одна из списка «что может быть последний раз»)

размер главного объекта — двух рук и ножниц (главный объект — процесс самостоятельного подстригания ногтей) по размеру сопоставим в головой девочки (здесь, кстати, не слишком удачное кадрирование — искажение пропорций широкоугольным объективом дает неестественно вытянутую голову и то самое «эльфийское» ухо, но учитывая, что это репортаж и ребенок не позировал с ножницами, а делал это на ходу — содержание кадра оказалось важнее его художественной ценности, поэтому он остался в отобранных для обработки и передачи клиенту кадрах)

 

5.Направляющие линии

Это материальные линии на изображении, которые направляют взгляд к главному объекту — стрелки, полосы, контрастные области и т.д. Или воображаемые линии — взгляды других людей на фотографиях, указания рук, линии, по которым пойдет взгляд связывая подобное с подобным на изображении — темное с темным, круглое с круглым и т.д.

Направляющие линии помогают организовать процесс просмотра изображения — направляя взгляд зрителя от одного элемента к другому с их помощью фотограф может «заставить» зрителя рассматривать изображение в той последовательности, которая нужна фотографу. Взгляд можно просто привести к главному герою, а можно зациклить его движение по кругу, овалу, треугольнику или по другой траектории, тогда разглядывание фотографии становится более внимательным и зритель может увидеть дополнительные элементы и детали, которые не слишком заметны с первого взгляда.

к главному объекту снимка ведут линии слева (лампочки) и не такие очевидные горизонтальные линии справа — девочка находится в углу, обе плоскости которого подводят взгляд к ней

диагональ снизу, диагональ сверху пересекаются и привлекают взгляд к месту пересечения, в котором и находится главный герой.

вообще, по теории линий и диагоналей — восходящая и нисходящая диагонали, направленные с левой стороны на правую ведут взгляд за собой, и поэтому, обычно ведут взгляд к правой части снимка. В этом случае только их пересечение не уводит взгляд от объекта, а заставляет его ходить по треугольнику — лестница вниз, объект, лестница вниз — снова верх лестницы и так далее

из-за своего маленького размера и окраски котенок сливался с окружающей обстановкой, мне нужно было показать, как дети рассматривают его, поэтому я выбрала верхнюю точку съемки — две сходящиеся линии (края камня) ведут взгляд к котенку, кроме того он выделен резкостью. Двух размытых панамок достаточно для понимания, что это дети и, что они заняты разглядыванием котенка.

сильная направляющая линия сверху вниз слева направо сразу ведет взгляд к коту, его (кота) взгляд влево ведет наш взгляд к голубой табуретке, а от нее переходит на человека (как мы помним, человек является смысловым центром при любом построении кадра, поэтому после табуретки взгляд никуда не уйдет, он отправится к фигуре человека), а от фигуры мальчика снова, по ниспадающей темной линии к коту. Классическое разглядывание по линии треугольника.

 

6.Рамки и обрамления

Довольно простой способ выделить главное — поместить его в «рамку», создать обрамление из других элементов изображения. Это могут быть дверные проемы, окна, листья и ветви, арки и т.д.

самый простой способ привлечь внимание к главному объекте  — разместить его в моно-рамке (один цвет, один материал, отсутствие разнородных элементов)

сочетание обрамления и тонового контраста — рамкой служат темные шторы и стены, фоном для тонового контраста — светлое пятно окна.

Обратите внимание, как ваш взгляд прыгает с темного лица девочки, на нарисованные на шторах лица — работает эффект смыслового центра — мы видим человека, но не видим его лицо, при этом рядом есть лица, хоть и не настоящие, мы это понимаем, но не может остановить взгляд от беспокойного перескакивания между невидимым настоящим лицом и видимыми ненастоящими лицами

Рамка не обязательно должна быть полностью замкнутой — одна или несколько ее границ могут быть образованы краем кадра. Обратите внимание на то, как по разному вы рассматриваете эти фотографии — на фотографии слева взгляд сразу направляется к главному объекту и разглядывает его, никуда не уходя. На правой фотографии, со сбалансированной симметричной композицией, взгляд постоянно передвигается от тренера справа к наезднице слева, рассматривая их по очереди. 

 

7.Выделение светом

Свет может создавать и тональный контраст (светлое на темном) и выделять объект, создавая обрамление вокруг него (пятно света). Но я, все-таки, вынесу этот способ отдельным пунктом, что бы он отложился у вас в голове. Про свет мы еще будем говорить в отельном уроке.

свет из окна подсвечивает макушку, привлекая внимание к фигуре человека в первую очередь, несмотря на то, что лица девочки не видно, а со стены на нас смотрит лицо с репродукции. Свет привлекает внимание сначала к фигуре, а от нее взгляд направляется уже к лицу портрета, создается впечатление диалога — лицо девочки повернуто к портрету.

конечно, лицо и, особенно, глаза человека всегда являются главным смысловым центром, но здесь свет еще сильнее усилил этот акцент

свет = тональный контраст — светлое на темном

 

8.Цветовой контраст

Это композиционный прием, основанный на сопоставлении цветов, находящихся на противоположных концах цветового круга, или на использовании цветов, кардинально отличающихся по своим визуальным характеристикам (яркости, насыщенности, температуре).

Контраст по цветовому тону —  использование цветов, максимально удаленных друг от друга в цветовом круге (классические пары — красный/зеленый, синий/оранжевый, желтый/фиолетовый.)

Контраст по цветовой температуре — противопоставление теплых и холодных оттенков (теплые — красный, оранжевый, желтый, холодные — синий, голубой, фиолетовый.)

Контраст насыщенности — сопоставление ярких насыщенных и блеклых цветов.

теплое и холодное

зеленое на красном

яркое на блёклом

 

9.Резкость

Резкий объект на фоне нерезких привлекает внимание. Но возможен и обратный эффект — нерезкая фигура на фоне остальных резких будет выделяться  и привлекать взгляд. Используя этот способ выделения главного, несмотря на его простоту (просто раскрыть диафрагму на максимум и сфокусироваться на главном), нужно учитывать окружающие элементы. Иногда, для того что бы понять сюжет истории необходимо привлечь внимание не только к самому главному, но и к окружающим деталям, в этом случае использовать этот способ нужно с размышлением о том, какая глубина резкости обеспечит ясность сюжета (попадание в резкость всех сюжетных элементов на изображении). Слишком малая глубина резкости может испортить хороших репортажный кадр.

человек сам по себе смысловой центр любой фотографии, мне нужно было обратить внимание, на то, что происходит в кадре (кормление любимых соседских кур) — поэтому девочка не в фокусе (даже не в фокусе она будет прочитана зрителем как элемент сюжета), курицы — в фокусе

главный объект — дети, поэтому резкость на них, при этом аниматоры тоже важны в этой истории — поэтому они размыты, но не слишком

главный объект — поделка, поэтому всё остальное (особенно часть лица, что бы не перетягивало к себе взгляд) размыто достаточно сильно

 

Композиционные приемы усиливающие визуальный эффект изображения.

Объем в фотографии

Как превратить плоское, двумерное изображение в объемное? Этой цели служат несколько композиционных приемов, которые заставляют наше сознание воспринимать плоскую картинку как имеющую объем. Я не буду в подробностях описывать почему так происходит (подробнее вы можете прочитать в уже упоминаемой книге А.Лапина «Фотография как»), только перечислю эти композиционные приемы.

Мы уже говорили про многоплановость, как она визуально обогащает фотографию.

 

Но кроме наличия нескольких планов на фотографии существует еще несколько способов показать объем:

1.Линейная перспектива

Параллельные линии, сходящиеся вместе на линии горизонта. Линия горизонта при этом всегда будет на уровне глаз смотрящего.Наше зрение устроено так, что объекты кажутся меньше по мере удаления. Параллельные линии (например, рельсы или края широкой дороги) на самом деле не сходятся, но из-за этого эффекта уменьшения наш мозг воспринимает их как сходящиеся в одной точке.

 

2.Перспектива размеров

Этот тип перспективы работает не с линиями, а с размерами одинаковых объектов. Наш мозг имеет базу знаний о примерных размерах привычных объектов (деревья, машины, люди, окна). Когда мы видим, что один человек на фотографии огромный, а второй — маленький, мы автоматически интерпретируем это как разницу в расстоянии до них, а не как то, что один из них — великан. Важно — это работает только с одинаковыми объектами.  Огромный человек близко и маленькое дерево сзади не будут создавать визуального объема.

 

3.Воздушная перспектива

Когда мы смотрим куда-то вдаль, из-за плотности атмосферы, объекты, находящиеся далеко от нас теряют свою четкость и насыщенность цвета. Удаленные объекты покрываются голубоватой дымкой. Воздушная перспектива чаще используется в пейзажной фотографии, подчеркивая масштабы пространства.

туман — как особенный, более выраженный, случай воздушной перспективы

4.Перспектива теней

Она работает не с самими объектами, а с их отображениями, создавая сложную, иногда сюрреалистичную картину мира и значительно усиливая объем и глубину кадра. Падающие длинные тени создают новые направляющие линии, проводя взгляд зрителя к главному объекту. Тени выявляют фактуру поверхности, что создает ощущение объема. Тени указывают на силу и источник света, что также добавляет еще одно измерение в плоское двумерное изображение.

 

5.Перекрытие

Простой способ показать объем в кадре — заслонить один предмет другим, что заставит сознание зрителя оценивать всю сцену как трехмерную.

 Ритм в фотографии

В изображении всегда присутствуют линии, формы, пятна, которые выделены сильнее. Некоторые из них могут быть объединены с помощью ритма.

Ритм в фотографии — это периодическая повторяемость одинаковых или схожих элементов, а также интервалов мену ними. Что бы в изображение появилось ощущение ритма необходимы, как минимум, три повторяющихся элемента.

Ритм всегда задает движение — сознание считывает повторяющиеся элементы как кадры кино. Взгляд движется по подобным элементам. При значительном изменении размера такой рад фигур уводит вглубь изображения (перспектива размеров). Ряд ритмически повторяющихся элементов может вести взгляд зрителя к главному объекту. А может резко прерваться или вдруг, среди повторяющихся элементов, может возникнуть что-то совершенно отличное — всё это создает напряжение и усиливает визуальный эффект.

Но еще более сильное впечатление, чем нарушение ритма, производит нарушение метра. Метр — это повторение совершенно одинаковых элементов с одинаковым интервалом

Научитесь видеть повторения — замечайте ритмические последовательности: линии, формы, цветовые пятна. Используйте ритм как ведущие линии — попробуйте построить кадр так, чтобы ритмический рисунок начинался на переднем плане и уводил взгляд к смысловому центру фотографии. Создавайте «точку разрыва ритма» — нарушьте предсказуемое повторение одним выбивающимся из общего ряда элементом.

можно было кадрировать сильнее, что бы ритм ёлок был отчетливее. Мне эти ёлки напомнили детей в детском саду, когда их фотографируют на общий портрет — все будут по линеечке, а один обязательно выдаст что-нибудь во время спуска затвора

ритм, направление к центру кадра, но ведёт в никуда — композиция заставляет разглядывать снимок в поисках причины этого шествия

(они дружно шли бросать большой камень с причала)

ритм из голых ступней на стульях и ножек табуреток прерывается ногами стоящего ребенка

простой пример применения ритма для построение композиции снимка

Рифма в фотографии

Рифма в фотографии — это зрительное созвучие элементов изображения, основанное на подобии или контрасте форм, линий, тонов, цветов или даже смыслов.

В любой сцене, окружающей вас в реальной жизни, существуют чисто изобразительные связи предметов и фигур между собой — тональные, геометрические, цветовые. Причем количество таких связей на изображении действительности гораздо больше, чем в самой действительности — плоскость изображения сводит их воедино.

Рифма в фотографии соединяет совсем разные и далекие друг от друга в реальной жизни элементы. Рифма в фотографии рождает ассоциации, зачастую довольно далекие от сюжетного содержания фотографии. Используя рифму фотограф может как подчеркнуть смысл, реально отображенный на этой фотографии так и увести зрителя в совсем другом направлении.

Как находить рифмы?

Будьте внимательны, не смотрите на главный объект изолированно, посмотрите вокруг — что еще в сцене перед вами может с ним «поговорить»?

Как и раньше, я очень рекомендую обойти вокруг, подойти ближе или отойти дальше, присесть или подняться, т.е. изменить точку съемки — когда вы двигаетесь вокруг объекта элементы на заднем и переднем плане начинают выстраиваться в новые связи.

Ищите контрастные по цвету, форме, содержанию пары — рифма, это не только подобие, но и противопоставление (старое/новое, большое/маленькое, живое/неживое).

Упрощайте, по возможности, композицию — чем больше в кадре хаоса и лишних деталей, тем сложнее рифме проявиться.

положение ног мамы и дочки, кошки рядом с каждой, их поворот друг к другу, одинаковая видимая часть — да, очень много лишних деталей, но только из-за возникшей рифмы и сделан этот кадр

большое пятно света слева рифмуется с чуть меньшим светлым пятном двери

поза, разворот, направление, тональный контраст с темным фоном  мамы и дочки рифмуются между собой, подчеркивая при этом роли взрослого и ребенка — мама решительно уходит, дочка «танцует» 

очень удачно две мисочки в посудомоечной машине зарифмовались с цветом кофточки девочки и цветом бороды папы — взгляд гуляет по треугольной траектории между дочкой и папой через рифмующуюся по цвету посуду 

На следующем уроке мы поговорим про свет, который является не только основой любой фотографии, но и важным элементом композиции.