СВЕТ

ЧАСТЬ 3 (ТВОРЧЕСКАЯ) /  УРОК 3

«Свет создает фотографию. Используйте свет. Восхищайтесь им. Любите его. 

Но прежде всего – изучите свет. Изучите его во что бы то ни стало, и у вас будет ключ к фотографии.»

— Джордж Истмен

 

Вы помните, что слово «фотография» происходит от двух греческих слов «photos» и «graphe» — «свет» и «рисунок»?

Фотография — рисование светом. Без света нет фотографии.

В первой части этого курса вы узнали, как использовать камеру просто для управления количеством света, попадающего на матрицу. В этой части курса я покажу вам, что свет сам по себе является элементом композиции ваших фотографий.

Сначала вам нужно научиться видеть и понимать, с каким типом светом вам предстоит работать, а затем вам нужно взять контроль над тем, как  этот свет проявится на вашей фотографии.

Давайте начнем разговор о свете с маленького упражнения.

Оглядитесь вокруг прямо сейчас, в том месте и в тот момент, когда вы читаете этот текст.

Откуда исходит свет?

Насколько он яркий? Он ярче в одной области, чем в другой?

Сколько источников света вы можете видеть?

Какой источник самый сильный?

Занимаясь документальной фотосъемкой вы не будете иметь практически никакого влияния на тип освещения во время съемки той или иной сцены, неожиданно разворачивающейся перед вами (но сможете прогнозировать световые условия, если снимаете что-то из вашего списка ценного).

Вы не можете выходить с детьми на прогулку только в «золотой час» или добавить больше окон в квартире. 

Но вы можете контролировать, как использовать доступный вам свет. 

Единственное условие, при котором вы точно ничего не можете сделать, это полное отсутствие света вокруг и фонарика в вашем кармане.

Ваша задача научится снимать в условиях быстро меняющегося освещения, а для этого нужно сначала разобраться с тем, каким это освещение бывает. 

Рассеянный дневной свет

Где найти: облачный день на улице и в помещении у окна (облака работают как огромный софтбокс), в открытых по периметру, но имеющих крышу помещениях (беседка, навес) в солнечный день.

Как снимать: понизить экспозицию, избегать пересветов, выстраивать объемную многоплановую композицию, преобразовывать в черно-белое при постобработке.

Снимать в рассеянном дневном свете достаточно просто (но есть нюансы). Он мягкий и не дает резких теней. Цвета при рассеянном свете получаются достаточно насыщенными и чистыми, без выцветания.

Но при работе с рассеянным светом нужно учитывать и его «недостатки» —  из-за отсутствия ярких теней кадр может казаться плоским, будто лишенным объема, и чтобы это исправить, придется вспоминать основы композиции и выстраивать кадр так, чтобы в нем чувствовалась глубина. Добавляйте активный передний план, используйте направляющие линии, цветовой и тональный контраст.

Еще одна черта рассеянного света — он часто придает снимку холодный, голубоватый оттенок. Поэтому придется либо устанавливать баланс белого вручную, по белому листу бумаги, либо снимать в RAW и устанавливать баланс белого потеплее при постобработке.

Иногда выходом может стать преобразование снимков в черно-белое — тогда при съемке нужно это учитывать, используя тональный контраст, текстуры и работу с формами элементов фотографии.

Для портретов рассеянный свет скорее удобен, чем нет. Он дает те самые красивые блики в глазах, которые делают взгляд живым и сияющим. Для того, что бы они появились, человек должен смотреть в сторону источника этого света, например, на открытое пространство неба. А чтобы портрет не сливался с фоном, можно использовать подходящий композиционный способ выделения главного объекта (вспоминаем предыдущий урок).

цветовой и тональный контраст, крупный план, небольшая глубина резкости

тональный и цветовой контраст, обрамление, добавление «говорящего» переднего плана

тональный контраст, направляющие линии

резкость, цвет, центральная композиция, крупность плана

тональный контраст, направляющие линии

яркое пятно круга и движение в позе — вытаскивают этот снимок, где всё слилось практически в одном цвете и плоском свете

головной убор при рассеянном дневном свете, может добавить немножко объема, создаваемой им тенью (хотя здесь снимок, конечно, совсем не об этом, а про период выпадения молочных зубов, когда с ними можно показывать такие вот фокусы (помните фильм «Моя ужасная няня? : )

тональный контраст и блики

Туманный контровый свет

Как найти: солнце при съемке должно попадать в кадр или быть сразу за границей кадра, что бы свет щедро наполнял ваш объектив. 

Как снимать:  Поднять экспозицию. Необходимо учитывать, что объект съемки будет немного темнее, чем хотелось бы, поэтому такие фотографии придется обрабатывать. Автофокусу придется немного помочь. Глубина резкости — чем меньше, тем лучше.

Такой свет создает мечтательный, сказочный эффект. Солнце, как источник света, становится частью кадра. Такой свет отлично добавляет объем в фотографию.

Но, так как света в объективе очень много, камера может сбиться с толку и попытаться затемнить кадр, из-за чего ваш главный герой превратится в темный силуэт. Смело корректируйте экспозицию вверх — так вы сохраните и светящуюся дымку, и главного героя.

Еще одна частая проблема — фокусировка. Автофокус, ослепленный ярким источником, может начать «рыскать», не находя контрастных границ. Вы можете прикрыть ладошкой свет, сфокусироваться, затем убрать ладошку и вернуть свет в объектив.

Съемка с туманным контровым светом — это не столько о сюжете, сколько о чувстве момента и настроения.

Контурный свет

Как найти: это все тот же свет, который подсвечивает объект съемки сзади, но теперь источник света не попадает в кадр (или прячется за объектом съемки). 

Как снимать: опустите экспозицию вниз, что бы получить красивый золотистый ореол (контур) вокруг того, кого снимаете. Если вы снимаете не силуэт — потребуется обработка фотографии. 

Съёмка в контурном свете — это в прямом смысле «рисование светом». Результатом будет  очерченный тонкой, сияющей линией человек (или предмет), которая отделяет его от фона.

Сама суть этого приёма заключается в том, что источник света находится сзади объекта, но при этом скрыт от объектива камеры. Вы не видите его самого, но видите его работу — тот самый светящийся ободок. Чтобы этот контур проявился ярко и чётко нужно опустить экспозицию, сделать кадр темнее, чем советует автоматика. Однако здесь важно найти баланс. Если затемнить кадр слишком сильно, объект превратится в чёрный силуэт, и вы потеряете все его детали (если только это не ваша цель).

Идеальный контурный свет можно найти в «золотые часы» — на рассвете или закате, когда солнце стоит низко над горизонтом. Но он также прекрасно работает и в пасмурный день, если спрятавшееся за облаками солнце подсвечивает края объектов.

чистый контурный свет — солнце сзади через небольшое отверстие в крыше освещает девочку сзади, экспозиция сильно опущена, в результате получился темный силуэт, обведенный светящимся ободком

смесь рисующего контурного света и контрового туманного света — золотистый ободок вокруг мальчика, при этом источник света находится в кадре и сам по себе является элементом композиции, уравновешивая изображение слева

в репортажной съемке мы, конечно, не часто используем чистый контурный свет — нам не нужно столько силуэтов со светящимся ободком. Обычно этот свет подсвечивает ореол волос и добавляет немного объема, подчеркивая контур на фотографиях с нормальной экспозицией. С прозрачными объектами (листья и т.д.) этот свет работает очень красиво — он зажигает их, словно фонарики. 

направленный (боковой) свет (о нем — ниже) на этой фотографии работает еще и как контурный

Жёсткий дневной свет

Как найти: на открытой местности, ярким солнечным днем ближе к полудню. 

Как снимать: яркое солнце может стать причиной нежелательных теней и пересветов, важно следить за экспозицией (которую, скорее всего, придется повышать)

Главный совет при съемке в ясный полдень — «уведите вашу модель в тень», как вы понимаете, в нашем случае не работает. Поэтому снимаем в тех условиях, какие есть. Учитываем, что яркое солнце сверху дает сильные тени на лице (в обычной жизни, мы их почти не замечаем, спасибо нашему мозгу, который «обрабатывает» картинку и широкому динамическому диапазону (способностью различать детали в почти белом и в почти черном) наших глаз (в связке с мозгом)) — на фотографиях все эти почти черные тени на лице и яркие блики света будут очень заметны.

Поэтому смотрите на лица, по возможности избегая некрасивых теней, или используйте тени и блики в своих творческих интересах — включите тени в композицию, стройте кадр так, что бы минимизировать недостатки этого света.

жесткий дневной свет идеален для фотосъемки с брызгами воды

При съемке — корректируем экспозицию вверх, при постобработке — затемняем тени, где это нужно, что бы подчеркнуть контрастность солнечного дня

Направленный (боковой) свет

Как найти: на улице — свет восходящего или заходящего солнца, дающий длинные тени. В помещении этот свет очень просто заметить — это лучи, которые видно откуда пришли и какой кусочек пространства осветили. 

Как снимать: следить за экспозицией — автоматика камеры, скорее всего, слишком высветлит кадр, если в нем много тени и луч света. В зависимости от интенсивности света вы можете немножко снизить экспозицию для получения более выразительных кадров.

Фотографировать с направленным светом — почти как снимать актеров на сцене театра, где их фигуры выхвачены из темноты направленным лучом прожектора. Вы не управляете людьми в кадре, но вы можете выбрать тот единственный ракурс, где падающий свет сам выстроит за вас идеальную композицию — ищите направляющие линии, обрамления, хороший ракурс для мощного тонального контраста.

луч солнца выхватывает только самое важное, все остальное не отвлекает и остается в достаточно темной тени

направленный свет хорош и для черно-белых фотографий, так как создает сильный тональный контраст, который является одним из основных способов построения черно-белой композиции

боковой направленный свет, но композиция не самая удачная — тень, как направляющая линия, при этом достаточно сильная, так как идет от главного героя вправо по диагонали,  уводит взгляд от главное героя к краю кадра (где ничего важно нет)

боковой свет всегда дает хорошие, интересные тени — можно и нужно это использовать при построении композиции

к каждом конкретном случае нужно оценивать, какой силы контраст лучше подходит к фотографии. В этом кадре я усилила контраст — мне не нужны были детали, которые спрятались в тени (в световом пятне видно достаточно, для понимания происходящего — бесконечные игры на даче с постройками из всех возможных игрушек, мебели и подручных материалов)

а в этом — наоборот, контрас я смягчила, что бы можно было поразглядывать окружающие детали. Ноты слева и светлое пятно справа — похожи по форме и как-бы обрамляют кадр с двух сторон, не давая взгляду уйти за границу кадра

композиция была бы лучше, если бы папа шел левее — тогда в солнечном пятне высветились бы голые пятки ребенка, но, к сожалению, не всегда все складывается в идеальную картинку, когда мы фотографируем реальную жизнь. Поэтому при обработке я убавила контраст, что бы ножки не исчезли в тени (тогда фотография потеряла бы всякий смысл)

Разный свет

Пятнистая тень.

Старайтесь найти такой ракурс, что бы пятна гармонично легли на ваш объект съемки.

Отраженный свет.

Снег, белые страницы книги, белая одежда и другие светлые (зеркальные) предметы могут очень удачно подсветить ваш объект съемки, ловите момент! 

Силуэт вы можете снять, практически, с любым светом — вам нужен светлый фон и коррекция экспозиции вниз.

Смесь искусственного света (желтый) и сумеречного натурального (синий) поможет усилить композицию вашего кадра (цветовой контраст). Но будьте аккуратны — смесь дневного и искусственного света (днем, не в сумерках), чаще портит кадр, чем украшает его. Из-за разницы световых температур цвет на фотографии получается «грязным» и это очень трудно исправить при постобработке, гораздо проще выключить свет во время съемки, если в нем нет острой необходимости. Если свет нужен, но вы хотите фотографировать, просто будьте готовы к такому результату и постарайтесь выбрать максимально хороший ракурс из возможных.

Искусственное освещение — лампы накаливания, галогеновые, светодиодные. Учитывайте при съемке, что если в кадре смешиваются два разных типа искусственного освещения — их температура и, соответственно, цвет будут разными. Если это не входит в вашу задумку (как в кадре с отражением Кроша в телевизоре) — старайтесь оставлять один источник света, цвет на фотографии будет чище.

Не используйте фронтальную вспышку на вашей камере, она сделает кадр плоским. Если без вспышки никак (ISO на границе вашего рабочего диапазона, диафрагма и выдержка тоже) — сделайте отражатель из листа белой бумаги и канцелярской резинки, что бы рассеять свет и направить его в (белый) потолок. 

Всегда, прежде чем включить вспышку, подумайте, как вы можете сфотографировать эту сцену без нее, что бы сохранить атмосферу.

Свет от свечей — снимайте либо в ручном режиме, либо в режиме приоритета выдержки (поставьте ее на такое значение, которое не допустит эффекта «шевеленки»). Сделайте коррекцию экспозиции вниз (камера будет стараться сделать очень светлый кадр, т.к. света мало). Если света все-равно мало, поднимите ISO.

По этому же алгоритму можно снимать в свете костра или бенгальских огней.

Свет после заката, когда небо догорает и солнечные лучи подсвечивают только облака на горизонте, важно не «убить» слишком светлой экспозицией — опустите ее, что бы картинка на экране вашей камеры соответствовала тому, что вы видите глазами. Не бойтесь темных фотографий!

Свет от уличных фонарей — если ваш герой непосредственно под фонарем, получится эффект жесткого света с темными пятнами теней на лице. Ищите такой ракурс, что бы свет работал на ваш кадр, а не портил его.

Замечайте свет, работайте с ним, добивайтесь нужного вам «эффекта» при съемке и усиливайте его при обработке фотографий.

И даже если вокруг нет вообще никакого света — вас может выручить карманный фонарик. Создавайте «пятна света», что бы сохранить что-то важное.

Сам по себе свет от фонарика может быть главным элементом вашей фотографии. Используйте тот же алгоритм, что и при съемке со свечами.

Закончить этот урок я хочу упражнением, с которого мы начали. Проделывайте его каждый день всю ближайшую неделю.

На своем телефоне включите напоминания (или будильник) на разное время суток, что бы остановиться делать то, что вы в этот момент делаете и найти свет.

Осмотритесь, подумайте, какой свет сейчас есть вокруг вас. Если это натуральный свет — какой он? Искусственный свет — сколько источников? У них одинаковая температура? Не светит ли свет только сверху, создавая некрасивые тени под глазами и под носом? Какую фотографию вы бы сделали с этим светом? Как свет перемещается по вашему дому — где он утром, где он вечером, какие тени он создает, что подсвечивает, от чего отражается? Может быть у вас есть «любимый» свет в вашем доме или в вашем дворе? При каких условиях он возникает?

У вас есть фотография об этом?