ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
ЧАСТЬ 3 (ТВОРЧЕСКАЯ) / УРОК 1
«Вспоминать правила композиции перед съёмкой всё равно, что мыслить о законе гравитации, выходя на прогулку.»
— Эдвард Уотсон
Слово «композиция» произошло от латинского термина compositio — составление, соединение частей.
Основы композиции в фотографии — это правила, позволяющие гармонично размещать и комбинировать объекты (предметы) в кадре для создания целостного изображения.
Ключевое слово для меня в этом определении композиции — «целостного». Хорошая композиция — когда весь кадр целиком смотрится целостным, его элементы не «перекрикивают» друг друга, а гармонично сочетаются и дополняют друг друга. Когда фотография не выглядит как случайное нагромождение элементов, но при этом и не заставляет зевать от скуки. Когда фотографию хочется разглядывать, но при этом она не вызывает визуальный дискомфорт.
Композиция — это язык вашей фотографии. На прошлых уроках мы о говорили о том, ЧТО и ДЛЯ ЧЕГО мы фотографируем. Но вне зависимости от причины по которой вы взяли камеру в руки, вам всегда нужно будет подумать о том, что вы хотите сказать, прежде чем нажать на спуск.
Как вы распределяете на изображении всё, что попадает в кадр?
Что вы оставляете за рамками кадра?
Как все элементы на вашем изображении соотносятся друг с другом?
Что вы можете сделать, чтобы свести трехмерную сцену перед вами к двухмерному изображению, которое повторяет готовый образ, который вы видите в своей голове?
Простого и однозначного ответа нет. Но точно так же, как когда вы изучаете иностранный язык, вы сначала набираете некоторый словарный запас (всё, что мы рассмотрим на этом уроке), а затем выучиваете некоторую грамматику (то, что мы рассмотрим на нескольких следующих уроках). Потом вы практикуете всё, что выучили и добавляете новую лексику и грамматику. Вы продолжаете практиковаться и в какой-то момент обнаруживаете, что складываете всё более длинные предложения, даже не задумываясь об этом. Вы начинаете говорить свободно.
Если вы будете практиковаться, довольно скоро вы сделаете фотографию, на которой бессознательно разместите объект съемки там, где вам нужно, опуститесь на колени, чтобы получить лучший ракурс и используете именно ту глубину резкости, чтобы размыть фон настолько, насколько это нужно вам в данном, конкретном изображении.
Мы рассмотрим тему композиции с трех сторон:
1.Определение границ кадра и размещение элементов внутри кадра
2.Способы выделения главного объекта
3.Композиционные приемы, усиливающие эффект изображения
Определение границ кадра — это выбор, каким будет кадр, вертикальным, горизонтальным или вообще — квадратным и как мы уместим наш объект съемки в этот кадр (что обрежем, что оставим, сколько места вокруг объекта останется в кадре).
ФОРМАТ КАДРА

Горизонтальный кадр если сцена в нём:
— параллельна с поверхностью земли,
— содержит движение по горизонтали,
— шире, чем выше
— ассоциируется со стабильностью и спокойствием.

Вертикальный кадр если сцена в нём:
— перпендикулярна поверхности земли,
— содержит движение вверх или вниз,
— выше, чем шире
— ассоциируется с высотой или силой.

Квадратный кадр — только творческое решение (в семейной фотографии).
Это удобно, например, для печати маленьких квадратных фотокниг со смартфона.
ПЕРЕДНИЙ ПЛАН, ФОН И СУБЪЕКТ ФОТОГРАФИИ
— Передний план — это всевозможные рамки и объекты, которые встают перед субъектом на фотографии. Листья, ветви, дверные и оконные проёмы и т.д. Он желателен, но необязателен.
— Субъект фотографии — главный объект в кадре, композиционный центр.
— Фон — то, что находится позади субъекта. Его задача — давать понимание, где происходит действие и не перетягивать внимание на себя.

Многоплановость делает фотографию более объёмной, сложной и интересной для зрителя. В следующем уроке мы еще будем говорить о том, как придать объем плоскому изображению, а пока остановимся только на том, что в фотографии могут быть три плана — передний, средний (расположение главного объекта) и задний (фон). При этом иногда передний план может полностью отсутствовать, а фон — нести смысловую нагрузку

Самая распространенная ошибка — оставить «под ногами» субъекта много места, такое количество переднего плана не несет никакой смысловой нагрузки и только отвлекает зрителя от субъекта. Не делайте так.
Границы кадра определяют, также, что бы обрежете, а что оставите в кадре. Иногда бывает так, что нам не нужен весь человек в кадре, или по тем или иным причинам он просто не может поместиться в кадре целиком и нам приходится «обрезать» части тела при кадрировании. Существуют несколько основных правил, которых желательно придерживаться во время съемки:

— не «резать» по суставам
— кисть и ступня должны быть в кадре целиком, если есть их часть.
При кадрировании с «обрезанием» частей тела:
— должна обеспечиваться непротиворечивая и быстрая мысленная реконструкция обрезанного, если в этой реконструкции ощущается необходимость,
— никакие обрезанные части не должны вызывать дискомфорт.

вы же видите на этой фотографии «эльфийское» ухо этой милой девушки?
Его нет, но мозг — достраивает

здесь наоборот, мозг «не видит» связи между кистью и поднятым вверх предплечьем — создается ощущение, что кисть сама по себе и к руке девушки отношения не имеет
Если вы снимаете постановочный портрет — эти правила нерушимы.
В репортажной фотографии мы принимаем во внимание эти правила, если это возможно (!) и если иное кадрирование по телу не входит в нашу задумку (!!).




МЕСТО ДЛЯ ВЗГЛЯДА ИЛИ ДВИЖЕНИЯ
Взгляд — очень сильный «указатель» в кадре. Обычно зритель смотрит туда, куда указывает взгляд, и если взгляд упирается в границу кадра — у зрителя возникает дискомфорт. Поэтому при съемке желательно либо включать в кадр то, на что указывает взгляд, либо осознанно — не включать.
Движение всегда имеет свое направление и наличие места в кадре, куда это движение должно продолжится — логично, иначе создается ощущение препятствия, резкой остановки и т.д. Поэтому либо оставляем место перед движущимся объектом больше или столько же сколько за ним, либо осознанно (если таков ваш замысел) — не оставляем.


РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ В КАДРЕ
А теперь давайте поговорим о самом сложном в композиции — о расположении элементов изображения в кадре.
Существуют несколько инструментов, которые помогают фотографу добиться нужного эффекта — спокойной определенности или напряженного разглядывания.
Симметрия и асимметрия
Симметрия создает строгий порядок и равновесие. Кадр делится на зеркальные части, что создает ощущение стабильности, совершенства и монументальности. Человеческому мозгу проще усвоить симметричную картинку, так как все ее части согласованы и находятся в гармонии между собой.
Асимметрия нарушает строгую зеркальность кадра. Такая композиция создает динамику, движение и ощущение естественности.
Абсолютная симметрия редко встречается в фотографии и, тем более, в репортажной, так как жизнь вокруг редко предстает перед нами в симметричных сценах.

редкий пример симметрии в репортажном кадре
Поэтому для создания гармоничных, целостных снимков повседневной жизни мы используем «асимметричную симметрию» — то есть объекты слева и справа (сверху и внизу, по разным сторонам диагоналей) располагаются похожим образом, но в деталях они отличны. Работа с асимметричной композицией невозможна без понимания баланса или равновесия элементов фотографии в кадре.
Фотограф, автор книги «Фотография как» Александр Лапин, необходимость равновесия в кадре объясняет тем, что его отсутствие воспринимается зрителем как конфликт, напряжение.
«Все компоненты в кадре должны быть распределены таким образом, чтобы в результате достигался эффект равновесия. Хотя, конечно, и это правило не универсально, в каких-то случаях мы сознательно нарушаем зрительное равновесие, чтобы добиться определенного эффекта..
Если ваша фотография НЕ симметрична, представьте, что все её элементы лежат на двух чашах весов и эти весы должны быть уравновешены. Как же «взвесить» элементы на фотографии?
1.Размер
чем больше элемент, тем он «тяжелее».
2.Цвет и тон
-тёмные элементы тяжелее светлых.
-яркие и тёплые цвета (например, красный) тяжелее холодных и лёгких (например, голубого).
— прозрачные объекты визуально самые лёгкие.
3.Положение в композиции
-по вертикали: элемент в верхней части кадра тяжелее, чем в нижней.
-по горизонтали: элемент справа имеет больший вес, чем элемент слева.
-от центра: чем дальше элемент от центра, тем больше его вес (по принципу рычага).
-изолированный элемент весит больше, чем такой же в группе.
4.Контраст и важность
-элемент, контрастирующий с окружением (например, тёмный на светлом фоне), приобретает больший вес.
-«важность» объекта (например, фигура человека) значительно увеличивает его зрительный вес, даже если он маленький.
5.Направленность
-динамичные элементы (движущийся объект, направленный взгляд, указующий жест) создают напряжение в сторону своего движения.
-уравновесить такой элемент можно с помощью «пустого» пространства в том направлении, куда он обращён.
6.Форма и текстура
— компактные и плотные объекты кажутся тяжелее.
-предметы с выраженной текстурой кажутся тяжелее гладких.
Таким образом, для того что бы достичь баланса между элементами фотографии вам нужно уравновесить визуальный вес всех элементов в левой и в правой части кадра (сверху и снизу).
если вы хотите глубже погрузиться в тему построения композиции вообще, и в тему поиска равновесия, в частности, могу порекомендовать к прочтению книгу А.Лапина «Фотография как», которую я цитировала выше — почитать можно здесь

Асимметрия — кадр поделен на две половины, и содержание правой явно «перевешивает» содержание левой, так как на правой — человек, а на левой — только песок. Если бы голова была повёрнута вправо — это «завалило» бы кадр в правую сторону, но направление «взгляда» (неважно, что ребенок спит) — уравновешивает обе части.

«Асимметричная симметрия» — кадр поделен пополам и в каждой его половине по равнозначному элементу, уравновешивающих друг друга, хотя они и не абсолютно одинаковы.

кадр поделен на две части стеной, но здесь присутствует еще и несколько планов — кот на переднем плане, а люди — как фон. Но так как значимость человека в кадре всегда больше, баланс между элементами соблюдается и фотография становится гармоничной. Взгляд скользит по треугольнику (об этом дальше) — от кота (по направлению его «взгляда») к бабушкам, а от них — к маме над малышом и снова опускается к коту.

наличие человека слева уравновешивается большим светлым пятном справа

для достижения равновесия два объекта, примерно одинакового размера и тона разнесены на одинаковом удалении от центра кадра.
Сравните эти два изображения — какое кажется вам более гармоничным?


Яркое красное пятно на левом снимке притягивает внимание к себе, оно вклинивается в диагональ — лампа/свет/девочка и разваливает целостность фотографии на части. При этом этот красный плед не несет никакой особенной смысловой нагрузки, это просто один из пледов на даче. Правый снимок смотрится гораздо «спокойнее» и понятнее.
И здесь перед нами встает дилемма: если мы говорим о документальной фотографии, в которой нет постановки и стремления к «красивому» кадру, как быть, если кадр разрушается вот такими отвлекающими элементами? Насколько «документальной» будет фотография на которой подчищен задний (или любой друго) план?
Для себя я отвечаю на этот вопрос так — если я вижу, что какой-то элемент в кадре разрушает его целостность и этот элемент не несет в себе большой смысловой, ценностной нагрузки — я уберу его до того, как сделать фотографию. И это никак не нарушает документальный подход к фотографированию своей семьи. Если потом, при рассматривании снимка этот элемент будет мешать, если он отвлекает от смысла — он не нужен в кадре. При этом, речь не идет о том, что бы наводить порядок в кадре, нет. Но если своим размером, цветом, расположением какой-то элемент нарушает визуальный баланс — просто уберите его. Оставьте ценное, уберите мешающее понять смысл фотографии.
Что-бы немного «утешить» вас, так как тема баланса с первого взгляда кажется довольно непростой, хочу привести слова фотографа и автора курсов по арт-фотографии, Андрея Зейгарника:
«В поле фотографии мы имеем дело в основном не столько с пятнами, сколько с объектами, наполненными смыслами. Люди в изображении – это люди, а не пятнышки, похожие на людей, кошки – это кошки, а бронетранспортеры – это бронетранспортеры. Все объекты нагружены качествами, нашими знаниями о них, нашим личным опытом взаимодействия с ними, нашей памятью об их запахе и так далее. Поэтому кроме соображений, что то или иное пятно имеет какой-то визуальный вес, в действие вступают наши знания об изображенном предмете и интерес к нему…
Мы можем наблюдать баланс по одному из признаков (например, по светлому и темному) и не наблюдать баланс по другому признаку (например, по способу членения кадра). Или баланс может наблюдаться в горизонтальном направлении и не наблюдаться в вертикальном. Можно ли говорить об общей сбалансированности изображения? Можно. Для этого давайте еще раз вспомним, что такое визуальный вес. Визуальный вес – это величина, которая характеризует объем внимания, которое мы уделяем тому или иному элементу изображения. Для каждого конкретного случая этот объем можно измерить используя метод слежения за зрачком глаза (eyetracking) и построив тепловые карты. По одной из гипотез, баланс наблюдается тогда, когда визуальные веса различных элементов изображения распределены в плоскости изображения равномерно. Однако чтобы понять, как распределяется наше внимание при разглядывании, а лучше сказать, как распределяется внимание среднестатистического целевого зрителя, нужно провести исследование. Простой опрос не может дать на это ответ. Откуда же может знать ответ на этот вопрос фотограф во время съемки или даже когда кадр уже сделан? Здесь могут быть догадки, но точного ответа нет и не может быть. Поэтому «правило композиции» о том, что «в фотографиях должно быть равновесие (баланс)» ко всем своим недостаткам еще и не вполне пригодно к реальному использованию.»
Прочтите еще раз цитату, которую я привела в самом начале этого урока.
Построение равновесия кадра во время съемки это уже работа не разума, а внутреннего ощущения. Это как водить машину — мы запоминаем последовательность действий, что бы тронуться с места или включить дворники в нужный режим, но потом, когда этап обучения остался позади, мы выполняем эти действия не задумываясь. Так и в фотографии. Понимать, что такое баланс, видеть равновесие или его отсутствие на фотографии — это навык. Этот внутренний компас можно и нужно развивать, во время реальной съемки он пригодится вам куда больше, чем все знания о «визуальном весе» тех или иных элементов. Как? Живопись и классическая фотография — возьмите себе за привычку периодически рассматривать классические изображения и размышлять, как сбалансированы элементы в кадре, почему автор разместил их так, а не иначе. Эта «насмотренность» нужна не для того, что бы повторять, но что бы развить в себе то самое чувство-детектор наличия или отсутствия равновесия, гармонии в кадре.


И последнее, на чём мы сегодня остановимся — место в кадре, в котором вы располагаете главный объект.
Если вы наберете в поисковике «правила композиции» или «композиция в фотографии», скорее всего, первое, что выдаст вам поиск будет «правило третей» или «правило золотого сечения». Это правило гласит, что при разглядывании изображения человек в первую очередь смотрит на точки пересечения линий или на сами линии, которые мысленно делят изображение на три равные части по горизонтали и вертикали и, соответственно, именно в эти места нужно помещать главный элемент фотографии, к которому мы хотим привлечь внимание.
Это правило считается аксиомой, которой обучаются все начинающие фотографы, что приводит к бездумному размещению субъекта на фотографии где то сбоку, с полной уверенностью, что этого достаточно для «хорошей» композиции и направления взгляда зрителя сразу на субъект. Но это не так. Само по себе размещение в этих точках элементов не добавляет им значимости. Больше того, если размещенный сбоку элемент не уравновешен другим элементом с другой стороны, баланс уходит и ощущение гармонии в такой фотографии — тоже.
Прочитайте, пожалуйста, небольшую статью на эту тему здесь
Интересно, что проведенный эксперимент, в котором отслеживалось движение зрачков зрителей, рассматривающих фотографии (и абстрактные рисунки) показал, что не точки и не линии из правила третей, а центр изображения является местом, куда чаще всего смотрит зритель. Это не значит, что нужно размещать главный элемент в центр кадра и использовать только центральную композицию (выше я уже показывала пример такой неудачной композиции), нет! Нужно иметь представление о разных композиционных приемах и использовать их в зависимости от ситуации, сюжета и ваших технических и физических возможностей.
если вам интересно прочитать про этот эксперимент, можно сделать это тут
После того как вы расположили все элементы, которые будут на изображении в рамке видоискателя, остановитесь и посмотрите на изображение целиком, не только на главный элемент.
Каков путь, по которому пройдет взгляд зрителя на фотографии? Он такой, как вы задумали? Передний план и фон не перетягивают внимание на себя, их не слишком много? Как сочетаются между собой элементы в кадре, он сбалансирован? Что вы можете изменить, чтобы это исправить?
Точка съемки (т.е. то положение вашей камеры в пространстве, тот угол, под которым объектив смотрит на сцену) — это первая и, возможно, единственная техника, необходимая вам для изменения количества планов на вашей фотографии и наполнения вашего кадра элементами.
Даже не двигая ногами, вы можете кардинально изменить «количество» каждого элемента в кадре, просто переместив камеру выше или ниже. А если вы обойдете вокруг, подойдете ближе или дальше к вашему объекту, откроется бесконечное количество комбинаций.
Ваша работа как фотографа состоит в том, чтобы выбрать тот, который вам нужен. Вы думаете, тестируете и повторяете до тех пор, пока на экране вашей камеры вы не увидите тот образ, который уже есть у вас в голове.
